Среда
12.12.2018
20:47
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад № 124"Василёк"
г. Орска"

Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Общение с детьми [1]
Общение с детьми
Возрастные особенности [1]
Возрастные особенности детй
Это важно знать родителям! [9]
памятки

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Block title
Block content

Форма входа

Главная » Статьи » Советы психолога » Это важно знать родителям!

Готовность детей к обучению в школе

Готовность ребенка  к обучению в школе.

Как развить УУД -  универсальные учебные действия

 у будущего школьника.

Педагог-психолог Дюсембаева Т.М.

Каждого родителя на пороге школы очень беспокоит степень готовности его ребенка к школе.

В соответствии с требованиями ФГОС - федеральным государственным стандартом дошкольного образования, который опирается на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» изменился взгляд на подготовку будущего первоклассника.

С одной стороны, если раньше подготовленный ребенок должен был владеть определенными ЗУНами - знаниями, умениями и навыками, то сейчас после введения ФГОС (федерального государственного стандарта дошкольного образования) важная задача детского сада и родителей «научить детей учиться», т.е развить УУД-«универсальные учебные действия».

С другой стороны, всесторонний анализ причин неуспеваемости многих учащихся в начальной школе, связанных с несформированностью учебной деятельности, показал, что в основе этого (неуспеваемости) лежат самые разные причины, как обусловленные природными задатками, так и зависящие от педагогической запущенности ребенка в семье и детском саду. Но ясно одно - если ребенок, прийдя в школу, совсем не умеет учиться, то он ничем не научится, ведь учиться-то надо с первого дня, до того, пока сформируется учебная деятельность. И это главная трудность школы и зависимость ее от детского сада.

Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а так же профессионального роста. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Согласно подходу группы исследователей (О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, И.В. Груздова, А.Ю. Кузина) содержанием ключевых компетентностей дошкольников выступают умения, как освоенные субъектом способы выполнения действий на основе приобретенных знаний (в процессе воспитания и обучения). Умения создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся, новых условиях.

Термин «универсальные учебные действия» - в широком значении,  означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; в более узком (собственно психологическом) значении, этот термин можно определить как совокупность способов действия ребенка (а также связанных с ними навыков учения), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

 

В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока:

  1. личностный;
  2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  3. познавательный;
  4.  коммуникативный.

 

1) Личностные универсальные учебные действия

Для дошкольника личностные универсальные учебные действия   определяется прежде всего личностной готовностью ребенка к школьному обучению. Личностная готовность предполагает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Личностная готовность это еще  умение ребенка соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Мотивационная готовность стремление к социально-значимому статусу – стать школьником, потребность в социальном признании, развитие учебных и познавательных мотивов («я хочу в школу»). По мнению известного психолога Л.И.Божович подготовка к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой "социальной позиции - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего особое, иное, по сравнению с дошкольником положение в обществе

Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная готовность выражается в освоении ребенком социальных норм выражения чувств и в способности регулировать свое поведение  на основе эмоционального предвосхищения. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является развитие  высших чувств – нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств («радость познания»), эстетических чувств (чувство прекрасного).

Самооценка является ядерным образованием самосознания личности, выступая как система оценок и  представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми.

По мнению ученых, старший дошкольник уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своей деятельности, но к сожалению, для большинства детей характерна  завышенная самооценка. С одной стороны,  это хорошо, потому что удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддержнвает положительное отношение к себе ("я хороший, умелый и т.д.; ) С другой стороны - это очень опасно, потому что в школе его успехи во многом будут определяться именно его самооценкой: хорош или плох он как ученик, хорошо или плохо он учится, как ведет себя на уроках, как выполняет рекомендации учителя.

И если в старшем дошкольном возрасте адекватная самооценка не будет сформирована, то ребенок будет страдать в школе и соотнести низкое качество своей работы с оценкой учителя он не сможет. Ему все время будет казаться, что учитель к нему плохо относится и поэтому он поставил ему плохую оценку. И это может продолжаться достаточно долго.

Специальные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что такие дети только к концу первого года обучения в школе могут представить себе, как оценит педагог их учебную работу.

Поэтому, уже сейчас, родителям важно занять правильную позицию в отношении оценки результата успехов и неудач детей на занятиях, в повседневной -жизни, в процессе общения со сверстниками.

Известный детский психолог Н.Н.Поддьяков тонко подметил, что самым главным в отношении педагогов и родителей к неуспеху ребенка является умение занять игровую, а не "трагико-драматическую позицию".

Если ребенок неуверен в своих силах и возможностях, если он тяжело переживает свои неудачи, важно подбодрить его, убедить его, что при определенных стараниях он ликвидирует свой неуспех. И как только появятся хотя бы небольшие сдвиги, их надо отметить. Если же ребенок самоуверен, хвастается своими достижениями, то необходимо, положительно оценивая его действительные успехи, отметить и те недостатки (в старании, аккуратности, усидчивости), которые у него есть и которые требуют исправления.

При этом мы еще раз хотим подчеркнуть, что очень важно, чтобы общение с ребенком не ограничивалось только обсуждением результатов его деятельности на занятиях.

Психологи установили, что если родители не погружены в жизнь своих детей, не знают, что их интересует, с кем они дружат и т.п., то в большинстве случаев в этих семьях растут дети с неадекватной самооценкой. Они отличаются пассивностью, робостью, повышенной тревожностью.

В семьях, где у детей формируется правильная самооценка, вырастают дети с иным характером. Они отличаются  активностью, бодростью духа, уверенностью в себе. Плохая отметка в школе не выводит их из строя: они верят, что могут ее исправить и добиваются нужного результата.

Интересно отметить, что самооценка, складывающаяся у ребенка в семье, существенно сказывается на характере общения его с товарищами.

Дети с высокой и оптимистической самооценкой имеют много друзей и легко завязывают симпатии одноклассников. Им присущи активность, находчивость, чувство юмора. И наоборот, пассивность, мнительность, повышенная ранимость и обидчивость, замкнутость, отличающие детей с пониженной самооценкой, приводят к их одиночеству.

Для формирования личностных УУД можно использовать следующие виды заданий:

  • участие в проектах, исследованиях;
  • подведение итогов  занятия;
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений.

Для развития правильной самооценки, личностной готовности ребенка рекомендуем родителям  в семье:

  • Положительно оценивать любые действия детей, связанные с мотивацией их собственного роста, собственного совершенствования (научился рисовать, прыгать, узнал что-то новое, интересное).
  • Постоянно интересоваться у детей тем, что они узнали в детском саду нового, интересного, чему сегодня научились, какие при этом испытывали трудности и преодолели их или нет.
  • Доброжелательно, терпеливо и доходчиво учить ребенка самооценке, через развернутую и аргументированную оценку достоинств и недостатков его поведения, результатов деятельности.
  •  Познакомить детей с контролирующей функцией повторения (только повторив стихотворение, загадку и т.п. можно убедиться в том, что ты его запомнил и сможешь повторить в группе, на празднике.
  • в процессе индивидуальных бесед интересоваться личными достижениями каждого ребенка.
  • Формировать у детей умение самостоятельно определять, в чем заключаются трудности, с которыми они столкнулись во время , устанавливать их причину и определять пути  исправления.

 

2). Регулятивные УУД.

Наряду с самооценкой значительное место в развитии ребенка занимают  действия контроля.

Обычно дети, поступающие в первый класс, достаточно хорошо умеют контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют держать под контролем свою умственную деятельность.

Несформированность действий контроля часто приводит к неумению ребенка оценить, в чем заключаются трудности, с которыми он сталкивается в учебе. "Я не умею решать задачи." А если начать его расспрашивать, ребенок называет причины, подчас очень далекие от действительности.

Для формирования у детей дошкольного возраста действий контроля, необходимо детям в различных видах продуктивной деятельности давать задания, где ребенок может действовать по конкретно заданному образцу, который способствует выполнению действий контроля, направленных на сличение, сопоставление учебных действий и их конечного результата с заданным образцом.

Особое значение в формировании у детей предпосылок учебной деятельности    принадлежит их самостоятельности.

Известный детский психолог Д.Б.Эльконин в одном из своих научных дневников очень тонко подметил: "Я до сих пор ограниченно понимал учебную деятельность и ее роль в развитии ребенка. Конечно, верно, что она поворачивает ребенка на себя, а ее предмет - изменение самого субъекта.

Не менее, а может быть и более, важно то, что она (самостоятельность) сама развивается из деятельности, производимой вместе со взрослым, при его помощи в деятельность самостоятельную. Ребенок в ходе обучения может осуществлять учебную деятельность самостоятельно, без помощи взрослого".

Во-вторых, можно говорить о сформированности у детей предпосылок учебной деятельности, если они в 6-7 лет  умеют "слушать и слышать", "смотреть и видеть", осуществлять самоконтроль и самооценку. А эта способность, по мнению известного ученого, А.П.Усовой, должна быть сформирована также в дошкольном возрасте.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • взаимный диктант;
  • диспут;
  • заучивание материала наизусть в  группе или дома;
  • игра «ищу ошибки»;
  • контрольный опрос на определенную проблему.

3) Познавательные УУД

Познавательные УУД это действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Будущий первоклассник способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

До начала обучения в школе у будущего первоклассника должны быть сформированы следующие познавательные логические действия:

  • умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;
  • операция установления взаимно-однозначного соответствия;
  • умение выделять существенные признаки объектов (чем сходство и различие футбольного мяча и шара);
  • умение устанавливать аналогии на предметном материале;
  • операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале;
  • кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
  • декодирование/ считывание информации;
  • умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

  • сравни;
  • «найди отличия» (можно задать их количество);
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями.

 

4) Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Успех становления коммуникативных УУД зависит от того, насколько дошкольник овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия - договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве, способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • составь задание; составь рассказ от имени героя;
  • составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени  письменного  стола,  разделительного мягкого знака и т.п.);
  • отзыв на работу товарища;
  • работа по составлению кроссворда;
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • «подготовь рассказ...»; «опиши устно...»;  «объясни...» и т. д.

В первую очередь, ребенок готов учиться, если он приучен говорить с воспитателем. Может не только просто сказать взрослому о своем незнании, непонимании (в инфантильной манере), но даже сформулировать причины своих трудностей. А этому можно научиться уже в средней или  старшей группе детского сада.

Т.о. «умение учиться» состоит из умения определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать ее, а также оперировать логическими приемами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями. «Умение учиться» означает способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию

 

Важно понимать, что готовность ребёнка к школе означает лишь только то, что у ребенка есть основа для развития в следующем периоде. Поэтому не надо думать, что эта готовность автоматически позволяет избежать проблем в будущем. Успокоение родителей и педагогов приведёт к тому, что дальнейшего развития не будет.

Умение самому занять себя полезной и созидательной деятельностью педагоги и психологи исконно считали показателем общего развития ребенка. А перенос в свободную самостоятельную деятельность знаний, умений и навыков, полученных на занятиях, является показателем их сформулированности, а также способствует появлению и становлению предпосылок учебной деятельности - умению ребенка учиться.

 

 

Категория: Это важно знать родителям! | Добавил: Svetlana_ (05.04.2016) | Автор: Дюсембаева Тулеш Малдыбаевна
Просмотров: 201 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Полезные ссылки

ссылки

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz